
В автомобильную систему торможения входят тормозной механизм и привод к нему. Привод ручного тормоза механический и состоит из рычагов и тросов. У ножного тормоза привод бывает гидравлическим, воздушным (пневматическим) или механическим.
Сегодня хотелось бы рассказать о принципе работы тормозной системы. Сперва рассмотрим устройство тормозного механизма с гидравлическим приводом. Тормозные колодки в таком механизме закрепляются на опорном диске тормозного барабана и стянуты между собой пружиной. На поверхность колодок, которая соприкасается с тормозным барабаном, прикрепляются фрикционные накладки. Раздвинутые в стороны колодки прижимаются к тормозному барабану и останавливают его вращение. На этом и основан принцип действия данного тормозного устройства.
Каждый автомобилист сотни раз нажимал на педаль тормоза. Что же происходит в механизмах машины при этом? В первую очередь усилие от нажатия на педаль передается через шток на поршень главного тормозного цилиндра. Поршень двигается вперед и закрывает отверстие, через которое в тормозной цилиндр попадает тормозная жидкость. Тогда оставшаяся в цилиндре тормозная жидкость пойдет по трубопроводу в колесный тормозной центр и создаст давление, в результате чего поршни раздвинутся и прижмут тормозные колодки к барабану.
После окончания торможения, т.е. после того, как вы перестанете жать на педаль, пружина займет свое первоначальное положение. Поршень в тормозном цилиндре тоже вернется назад, а тормозная жидкость при этом из колесных тормозных цилиндров устремится назад в главный тормозной цилиндр, после чего пружины вернут тормозные колодки в исходное положение.
По системе трубопроводников действие гидравлических тормозов распространяется на все четыре колеса машины, то есть задействуется как на переднюю тормозную систему, так и на заднюю. Задний мост может менять свое положение относительно кузова во время прогиба рессор, а передние колеса при сжатии пружин передней подвески приближаются к крыльям машины. Поэтому для подводки к ним тормозной жидкости в системе тормозов имеются специальные прорезиненные шланги, которые могут выдержать достаточно большое давление тормозной жидкости и при этом не терять гибкость.
Техническое обслуживание тормозной системы надо проводить как можно чаще либо самому либо в автосервисе. Педаль ножного тормоза обязательно должна иметь свободный ход. Иначе в самый ответственный момент тормоза могут подвести вас. Между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра должен быть зазор, в который проходят колодки прежде, чем они начнут соприкасаться с тормозными барабанами. Но при некотором износе колодок и барабанов зазор увеличивается, и ход педали становится еще более свободным. В этом случае колодки подводят поближе к тормозным барабанам так, чтобы уменьшить излишний зазор.
При регулировании тормозного механизма нужно стараться, чтобы зазоры у всех колес были одинаковыми. В противном случае колесо с меньшим зазором будет тормозить раньше других. Процесс торможения автомобиля от этого замедляется, а механизмы быстрее изнашиваются. Во многих современных машинах установлены специальные приспособления, которые регулируют зазор между колодками и тормозными барабанами. У таких автомобилей регулирование ножного тормоза не требуется.
У ряда машин каждая колодка передних колес приводится в действие самостоятельно от своего тормозного цилиндра. Такое устройство довольно эффективно и надежно.
Для того чтобы притормозить, можно воспользоваться и ручным тормозом, который имеет механический привод. Для того чтобы затормозить, водитель натягивает рукоятку ручного тормоза на себя. При этом вместе с рукояткой увлекается проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло, уравнивая натяжение тросов, натягивает через них рычаги в тормозных устройствах правого или левого колес, которые, опираясь на распорные планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны. Чтобы оттормозить колеса, водитель должен потянуть на себя рукоятку тормоза, повернуть его и поставить в исходное положение.
Как же можно отрегулировать стояночный тормоз? Отрегулировать ручной тормоз можно укорачиванием или удлинением тросов, вращая их резьбовые наконечники. Для этого из проушин надо вынуть пальцы и отпустить контргайки. После того, как тормоза будут отрегулированы, пальцы ставят на место и затягивают контргайками. Отрегулировать тормоза можно также и эксцентриками, т.е. специальными винтами для регулирования ручного тормоза.
Хорошо отрегулированные тормоза необходимы водителю, чтобы увереннее себя чувствовать в пути, особенно на скользкой дороге. Поэтому тормоза всегда должны быть исправны. Ножной тормоз, как правило, обеспечивает остановку автомобиля на дороге с сухим асфальтированным покрытием при скорости движения 30 км/ч не далее чем за 7 м от точки начала торможения. Это необходимо учитывать. Если тормозной путь вашего автомобиля более 7 м, значит тормоз, вероятнее всего, неисправен и требует срочного ремонта.
Причиной неисправности системы торможения чаще всего бывает попадание масла на тормозные колодки или воздуха в систему гидравлического привода. Тормоза могут оказаться разрегулированными, особенно, если за рулем новичок. Каждому водителю нужно следить, чтобы в тормозной системе было достаточное количество тормозной жидкости, поскольку ее недостаток вызывает быстрый износ механизмов.
Более подробно рассмотреть как устроена тормозная система можно в этом видео:
Еще статьи про ""
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter