С 1 января 2018 года механизм ЭРА-ГЛОНАСС будет использоваться при оформлении ДТП без участия ГИБДД. В 2017 году все автомобили, реализуемые на территории РФ, должны быть оснащены навигационной системой. Чиновники и эксперты считают, что данная новация позволит сохранить жизнь и здоровье многих автомобилистов. Однако сертификация автомобилей приведет к дополнительному увеличению цен.
Навигационные изменения
С 1 января 2018 года с помощью навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС будут оформляться незначительные ДТП (в рамках европротокола). Чиновники планировали запустить данное нововведение еще в 2017 году, однако по инициативе Минтранса окончательное внедрение было перенесено на 1 год. Власти ограничились только пилотным запуском, который состоялся в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
ЭРА-ГЛОНАСС начала действовать с 2015 года. Данный механизм позволяет в кратчайшие сроки передать информацию о ДТП в экстренные службы, что обеспечит быструю помощь в критических ситуациях. Согласно оценкам экспертов, навигационная система позволит ежегодно сохранять до 4 тыс. жизней. При этом дальнейшее расширение функционала позволит решать другие задачи, в том числе при поиске угнанных авто.
Начиная с 2017 года все автомобили, которые продаются в России, должны подключиться ЭРА-ГЛОНАСС. В том числе салон автомобиля должен быть оснащен кнопкой, при нажатии которой передается сигнал экстренным службам. Также на авто устанавливают специальный терминал, который фиксирует точные координаты транспортного средства и другую важную информацию:
- идентификация авто (vin-код);
- дата и время происшествия;
- степень тяжести аварии.
С 1 января 2018 года данное требование останется без изменений, что чревато дополнительными затратами для участников автомобильного рынка. Для сертификации новой модели потребуется пройти дорогостоящий краш-тест. Фактически производитель будет вынужден разбить 2 авто (фронтальная авария и лобовая), чтобы убедиться в функционировании нового механизма. Данное условие вынудит некоторые компании отказаться от работы на российском рынке. Особенно данный фактор ударит по авто премиум класса.
Эксперты отмечают существующие преимущества и недостатки нового навигационного механизма.
Плюсы и минусы для рядовых автолюбителей
Действующая навигационная система является аналогом европейского механизма ECall. Развитие функционала данной системы будет иметь ряд положительных последствий для процесса урегулирования при ДТП:
- Будет упрощена процедура оформления ДТП с помощью европротокола. В результате водители будут тратить меньше времени на сбор необходимых документов для получения страхового возмещения. При этом снизится нагрузка на сотрудников ГИБДД, что позволит оптимизировать работу ведомства.
- Фиксация точного места и время происшествия минимизирует случаи мошенничества, что положительно отразится на развитии страхового рынка. Данное нововведение позволит страховщикам увеличивать предельную сумму возмещения без справки из ГИБДД (при пилотном запуске был установлен лимит в размере 400 тыс. руб.).
При этом нужно учитывать существующие ограничения, которые будут отражаться на работе механизма на переходном этапе. С 1 января 2018 года установка ЭРА-ГЛОНАСС на все автомобили является необязательной (оборудование устанавливают только на новые авто). В результате большая часть владельцев транспортных средств не сможет воспользоваться преимуществами оформления по новой процедуре.
В качестве альтернативы чиновники предлагают фиксировать информацию о ДТП с помощью специального мобильного приложения, которое будет передавать необходимые сведения в АИС ОСАГО. В том числе с помощью данного инструмента можно будет прикреплять фотографии с места аварии. В результате авто, которые с 1 января 2018 года не будут подключены к ЭРА-ГЛОНАСС, смогут отправлять информацию в базу данных по ОСАГО прямо с места аварии.
Кроме того, пострадавшему не нужно самостоятельно передавать информацию о местоположении поврежденного авто и тяжести аварии, что является главным преимуществом навигационной системы. Сведения поступают спасателям и медикам в автоматическом режиме, что обеспечит быструю и своевременную помощь при серьезных ДТП. В экстренной ситуации водитель часто не может быстро определить свое местоположение, что существенно осложняет своевременное прибытие спасателей. Также бывают ситуации, когда пострадавший находится без сознания и не может вызвать соответствующие службы.
Разработчики подчеркивают, что навигационная система не будет следить за водителем. Сигнал будет передаваться только при наступлении аварии или в результате нажатия кнопки. За время работы механизм срабатывал уже более 100 тыс. раз. Последние новости подтверждают, что только 400 вызовов были «боевыми», в остальных случаях водители по ошибке нажимали на тревожную кнопку. В 2018 году ЭРА-ГЛОНАСС будет срабатывать значительно чаще, поскольку увеличивается количество транспортных средств, оснащенных необходимым оборудованием.
Среди дополнительных преимуществ системы разработчики выделяют следующие функции:
- навигация и мониторинг движения автомобиля;
- охрана и поиск транспортного средства при угоне.
Недостатком механизма ЭРА-ГЛОНАСС, который сохранится в 2018 году, остается экономическая составляющая. Затраты на проведение краш-тестов приводят к дополнительному удорожанию автомобилей на российском рынке. Кроме того, увеличивается стоимость транспортных средств, которые граждане самостоятельно ввозят на территорию РФ. В таком случае расходы, связанные с установкой необходимого оборудования, полностью перекладываются на плечи потребителей.
Полноценная работа ЭРА-ГЛОНАСС станет возможной, когда большая часть автомобилей будет оснащена необходимым оборудованием. При этом чиновники вынуждены учитывать экономические факторы, сдвигая сроки и запуская новый механизм в несколько этапов.
Смотрите видео о системе ЭРА ГЛОНАСС:
Читайте также:
- Программа: Семейный автомобиль 2018 года
- Налог на движимое имущество с 2018 года
- Система Платон: последние новости