Ноябрь стал провальным месяцем для отечественного авторынка, падение продаж автомобилей достигло практически 43%. Рынок продолжает демонстрировать негативную динамику, при этом итоги ноября стали антирекордом в 2015 году. Эксперты прогнозируют сохранение данной тенденции в декабре, рассчитывать на восстановление можно не ранее 2016 года.
Спираль падения
В осенние месяцы значительно ускорилось падение продаж легковых авто. С сентября по ноябрь показатель составил соответственно: 28,6%, 38,5% и 42,7%. Снижение продаж в ноябре стало максимальным в течение года, ранее рекордное значение было зафиксировано в марте – 42,5%.
По мнению экспертов, такая ситуация была ожидаемой. Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков отмечает следующие факторы, которые привели к сокращению рынка:
- высокая база для сравнения. В конце прошлого года наблюдался пик продаж.
- Отсутствие положительных тенденций в экономике и падение доходов населения.
- Сокращение уровня сбережений, которые ранее использовались на приобретение автомобилей.
В прошлом году в ноябре-декабре продажи активизировались, что было вызвано колебаниями валютного курса. Потребители старались приобрести автомобили до повышения цен. В конце 2015 года стоимость достигла максимального значения, а свободные сбережения у граждан значительно сократились, что привело к ускорению темпов падения продаж на автомобильном рынке.
Представитель АЕБ Йорг Шрайбер считает, что результаты рынка в декабре будут не намного лучше ноябрьских итогов. Аналитики РОАД прогнозируют обновление антирекорда – падение за месяц достигнет 53%.
Общее сокращение рынка за год составит 36%, что практически совпадает с предыдущими прогнозами экспертов (всего будет продано около 1,6 млн автомобилей). При этом государственная поддержка помогла избежать более глубокого обвала, отмечают аналитики.
Различие показателей
Несмотря на общие показатели рынка в ноябре, некоторые марки смогли даже нарастить продажи - Lifan (+3%), Cadillac (+21%), Brilliance (+4%). Продажи лидеров рынка снижались следующими темпами:
- Lada – 29%
- Hyundai – 7%
- Kia – 32%
- Renault – 46%
- Toyota – 53%
Продажи некоторых дилеров обвалились более чем в 10 раз: Honda (-90%), Great Wall (-94%), SsangYong (-91%), Opel (-92%). Тройка наиболее популярных автомобилей остается без изменений: Hyundai Solaris (продано около 11,5 тыс. автомобилей), Lada Granta и Kia New Rio.
Надежды на будущее
В ближайшее время кризис на автомобильном рынке не завершится, отмечают эксперты. В нынешних условиях банковский сектор не в состоянии восстановить кредитование, что сдерживает продажи новых автомобилей. Кроме того, доходы населения значительно сократились, что вероятнее всего продолжиться и в следующем году.
Оптимистичный прогноз для автомобильного рынка на будущий год предполагает сохранение продаж на нынешнем уровне (1,5-1,6 млн автомобилей), считает Йорг Шрайбер. Если ситуация в экономике ухудшится, падение продаж в 2016 году составит 20-30%.
Эксперты отмечают, что оживить продажи может очередной этап девальвации рубля. В результате может повториться ситуация конца прошлого года, когда продажи значительно активизировались.
Многое будет определять финансовая поддержка со стороны государства (программа утилизации, компенсация процентов по автокредиту и т.д.), которая в условиях кризиса является единственным драйвером роста для рынка. В 2015 году около трети автомобилей будут куплены в рамках программы господдержки, отмечают аналитики. Правительство планирует выделить на данное направление 43-50 млрд руб. в будущем году. Однако очередной обвал цен на нефтяном рынке и сокращение бюджетных доходов могут поставить под угрозу осуществление данной программы.
Падение продаж на автомобильном рынке достигнет рекордных значений в конце 2015 года. В целом рынок сократится на 36% - до 1,6 млн автомобилей, прогнозируют эксперты. Следующий год также будет сложным для автодилеров. В лучшем случае продажи останутся на нынешнем уровне. Реализация негативного сценария приведет к новому обвалу на 20-30%.