Отечественный автопром: копирование или изучение опыта?

Дата: 8-03-2015, 23:23

Первый автомобиль, как известно, появился в Германии в 1886 году, когда Бенц и Даймлер запатентовали свои изобретения. Считается, что первый русский автомобиль появился на 10 лет позднее. На Нижегородской ярмарке в 1896 году был представлен автомобиль Яковлева и Фрезе. Отставание отечественного автопрома от своих зарубежных конкурентов на 10 и более лет сохраняется до сих пор.

Серьезной автомобильной промышленности, как отрасли, в Российской империи до революции 1917 года не было. Малыми партиями автомобили собирались на заводах иного профиля. Руссо-Балт в Риге добился наилучших результатов в производстве российских автомобилей. Но специализировался этот завод совсем не на автомобилях, а на железнодорожных вагонах.

Война как повод задуматься о развитии автомобилестроения

Важность промышленного производства автомобилей была в какой-то мере осознана правительством империи во время Первой мировой войны. В Москве начинает строиться АМО (Автомобильное Московское Общество), а в Ярославле - моторный завод. 

В связи с произошедшими в стране эпохальными событиями, автомобильные предприятия, построенные еще до революции, начали давать продукцию уже только при советской власти. Первым советским автомобилем можно считать построенный в 1924 году на АМО грузовичок Ф15. Конечно же, отечественной разработкой он не являлся. Он был точной копией итальянского Фиата 15-тер.

АМО Ф15

Существует мнение, что и в дальнейшем все советские модели суть точные копии зарубежных (американских или европейских) образцов, скопированные на более или менее законных основаниях. На самом деле это не так. Почти все знаменитые советские модели - это продукт куда более серьезного труда, чем простое копирование.

Естественно, советские инженеры очень внимательно изучали опыт своих европейских и американских коллег. Но в итоге создавался автомобиль, который никак нельзя было назвать "копией". Лишь на заре советского автомобилестроения, в условиях отсутствия кадров, опыта и производственной базы, на советских заводах собирались иностранные автомобили.

Выпускавшиеся после Ф15 на АМО грузовики АМО 2 и АМО 3 имели уже американские прототипы, как и получившие широкую известность ГАЗ А и ГАЗ АА.

ГАЗ А

Следующая отечественная модель - ГАЗ М1, знаменитая "Эмка", уже не была точной копией своего американского прототипа, "Форда-40". Изменился внешний вид (другие передние крылья), переработана подвеска и, главное, ставились другие моторы (от предыдущего ГАЗ А).

ГАЗ М1

Послевоенные успехи

Послевоенная "Победа" ГАЗ М20 уже может рассматриваться как вполне самостоятельная советская разработка. Такой кузов в 1945 году выглядел очень оригинально. Совершенно неправильно называть какие-либо модели "Опеля" или "Шевроле" прототипами "Победы". Внешность машины выполнена в контексте тенденций автомобильной моды того времени.


ГАЗ М20

Красавица "Волга" ГАЗ 21, сошедшая с конвейера в 1956 году, также не была копией "Фордов" и "Меркюри", которые принято считать ее оригиналами. Дизайн ее кузова был доведен до совершенства и смотрелся очень гармонично.

ГАЗ 21

Преемница 21-й "Волги", ГАЗ 24, стала в СССР символом престижа и мечтой советских автолюбителей. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 85 или 95 л.с. Машина, как и 21-я, экспортировалась не только в слаборазвитые страны, но и в автомобильную Европу, в частности в Бельгию. На экспорт шла и дизельная версия. Для спецслужб "Волга" оснащалась мощными 5,5-литровыми моторами V8.

ГАЗ 24

Даже 124-й Фиат подвергся таким серьезным доработкам, прежде чем стать "Жигулями", что это тоже был уже совсем другой автомобиль, приспособленный к российским условиям. Не говоря уже о недорогом и надежном внедорожнике ВАЗ 2121 "Нива", который до сих пор нередко можно встретить на дорогах старушки Европы.

ВАЗ 2121 Нива

Ранее были такие "Нивы", которые изображены на верхней фотографии, однако все течет, все меняется. Предлагаем вам узнать, как выглядит новая Нива 2015 года и новая Нива Урбан 2015 года.

Автомобили, изготовленные в Советском Союзе, завоевали немало наград на престижных международных соревнованиях. Множество оригинальных разработок, модели, известные далеко за пределами страны, не позволяют считать советский автопром отраслью слепого копирования.

Еще статьи про ""
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter