Стоимость нефти в 2015 году опустилась ниже уровня 50 долл./барр., и ожидается ее дальнейшее снижение. В таких условиях возникает вопрос, почему с середины июня в России возобновился рост цен на бензин. После обвала котировок "черного золота” доходы нефтяных гигантов на международных рынках существенно сократились, что вынуждает компании повышать цены для внутренних потребителей.
Внешние вызовы
Динамика нефтяного рынка не является определяющим фактором для изменения цен на бензин. В структуре себестоимости топлива составляющая "черного золота” занимает всего 7%, что обеспечивает низкую зависимость между тенденциями на нефтяном рынке, и динамикой цен на бензин. Большее значение имеют внутренние факторы российской экономики.
Нефтеперерабатывающая отрасль должна стремиться к мировым стандартам качества продукции, уверены в Правительстве. Для этого необходимо провести модернизацию НПЗ, что требует огромных инвестиций. Нынешняя глубина нефтепереработки не достигает 75%, когда в европейских странах данный показатель превышает 90%. Поэтому приоритетной задачей является переход на производство топлива 5-го класса.
Только в прошлом году инвестиции в нефтепереработку превысили 0,5 трн руб. Однако обвал нефтяных котировок, и действующие санкции, осложнили положение отечественных компаний. Ранее участники рынка могли свободно привлекать финансовые ресурсы за рубежом, однако действующие ограничения вынуждают ориентироваться только на внутренние резервы.
До лета 2015 года нефтяные компании рассчитывали на положительную динамику на нефтяном рынке, во втором полугодии ожидалось восстановление цен на "черное золото”. Однако очередной этап снижения котировок, вынудил компании повышать цены на горючее на внутреннем рынке.
Кроме того, цены на бензин растут в результате налогового маневра. Именно налоговая нагрузка составляет более 50% себестоимости бензина. В условиях кризиса Правительство вынуждено искать источники наполнения бюджета, в свою очередь налоговый маневр направлен на стабилизацию доходов бюджета в условиях колебаний цен на нефть, и стимулирование модернизации НПЗ.
Еще одной составляющей роста цен является девальвация рубля. Более 60% оборудования, необходимого для модернизации НПЗ, импортируется. В результате переоборудование предприятий в новых условиях будет обходиться еще дороже. Также нефтяные гиганты учитывают высокие темпы инфляции, которая в текущем году вновь будет двузначной.
Разные цены
Средняя потребительская цена 1 л. бензина за январь-август достигла 34,99 руб. Рост розничных цен начался с середины июня, и составил 4-5%. При этом оптовые цены увеличились более чем на четверть. Аналитики отмечают снижение маржи АЗС в течение 2015 года с 26% до 12%, что отражается на финансовых результатах. В таких условиях дальнейшее повышение цен является неизбежным.
Вице-премьер Аркадий Дворкович ожидает повышение цен на бензин на 10% в течение года. Ранее официальный прогноз предполагал удорожание бензина на индекс инфляции плюс 3%. В случае необоснованного повышения цен, Федеральная антимонопольная служба возьмет ситуацию под свой контроль.
Однако цены на бензин будут расти не только в 2015 году. Нефтеперерабатывающая отрасль нуждается в государственной поддержке, считает глава Роснефти Игорь Сечин. В противном случае участники рынка будут вынуждены увеличивать цены. Также отсутствие льгот может привести к дефициту топлива уже в 2017 году, считает Сечин.
В структуре себестоимости бензина нефть составляет лишь 7%, что объясняет, почему в условиях снижения нефтяных котировок в России возобновился рост цен на бензин. Повышение цен на бензин связано с необходимостью модернизации отечественной нефтепереработки. Компании вынуждены искать средства на внутреннем рынке для наращивания инвестиций. Рост цен стартовал в середине июня, и до конца года достигнет 10%.