Принцип работы тормозной системы

Дата: 5-03-2014, 21:20
Категория: Все об авто
Итак, назначение тормозной системы автомобиля заключается в следующем: тормоза необходимы для снижения скорости движения машины, чтобы остановить машину в нужном месте, а также для удержания ее во время остановки. Для снижения скорости и для остановки автомобиля пользуются ножным тормозом. Но для того, чтобы удержать машину на месте, особенно на уклонах дороги, используют ручной тормоз. Таким образом, автомобилист располагает двумя системами тормозов, которые работают независимо друг от друга. Если одна система выйдет из строя, то при необходимости можно воспользоваться другой. Правда, при этом нужно учитывать, что ручник менее эффективен, поскольку действует только на задние колеса.

В автомобильную систему торможения входят тормозной механизм и привод к нему. Привод ручного тормоза механический и состоит из рычагов и тросов. У ножного тормоза привод бывает гидравлическим, воздушным (пневматическим) или механическим. 

Сегодня хотелось бы рассказать о принципе работы тормозной системы. Сперва рассмотрим устройство тормозного механизма с гидравлическим приводом. Тормозные колодки в таком механизме закрепляются на опорном диске тормозного барабана и стянуты между собой пружиной. На поверхность колодок, которая соприкасается с тормозным барабаном, прикрепляются фрикционные накладки. Раздвинутые в стороны колодки прижимаются к тормозному барабану и останавливают его вращение. На этом и основан принцип действия данного тормозного устройства.

Каждый автомобилист сотни раз нажимал на педаль тормоза. Что же происходит в механизмах машины при этом? В первую очередь усилие от нажатия на педаль передается через шток на поршень главного тормозного цилиндра. Поршень двигается вперед и закрывает отверстие, через которое в тормозной цилиндр попадает тормозная жидкость. Тогда оставшаяся в цилиндре тормозная жидкость пойдет по трубопроводу в колесный тормозной центр и создаст давление, в результате чего поршни раздвинутся и прижмут тормозные колодки к барабану.

После окончания торможения, т.е. после того, как вы перестанете жать на педаль, пружина займет свое первоначальное положение. Поршень в тормозном цилиндре тоже вернется назад, а тормозная жидкость при этом из колесных тормозных цилиндров устремится назад в главный тормозной цилиндр, после чего пружины вернут тормозные колодки в исходное положение.

По системе трубопроводников действие гидравлических тормозов распространяется на все четыре колеса машины, то есть задействуется как на переднюю тормозную систему, так и на заднюю. Задний мост может менять свое положение относительно кузова во время прогиба рессор, а передние колеса при сжатии пружин передней подвески приближаются к крыльям машины. Поэтому для подводки к ним тормозной жидкости в системе тормозов имеются специальные прорезиненные шланги, которые могут выдержать достаточно большое давление тормозной жидкости и при этом не терять гибкость.

Техническое обслуживание тормозной системы надо проводить как можно чаще либо самому либо в автосервисе. Педаль ножного тормоза обязательно должна иметь свободный ход. Иначе в самый ответственный момент тормоза могут подвести вас. Между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра должен быть зазор, в который проходят колодки прежде, чем они начнут соприкасаться с тормозными барабанами. Но при некотором износе колодок и барабанов зазор увеличивается, и ход педали становится еще более свободным. В этом случае колодки подводят поближе к тормозным барабанам так, чтобы уменьшить излишний зазор.

При регулировании тормозного механизма нужно стараться, чтобы зазоры у всех колес были одинаковыми. В противном случае колесо с меньшим зазором будет тормозить раньше других. Процесс торможения автомобиля от этого замедляется, а механизмы быстрее изнашиваются. Во многих современных машинах установлены специальные приспособления, которые регулируют зазор между колодками и тормозными барабанами. У таких автомобилей регулирование ножного тормоза не требуется. 

У ряда машин каждая колодка передних колес приводится в действие самостоятельно от своего тормозного цилиндра. Такое устройство довольно эффективно и надежно.

Для того чтобы притормозить, можно воспользоваться и ручным тормозом, который имеет механический привод. Для того чтобы затормозить, водитель натягивает рукоятку ручного тормоза на себя. При этом вместе с рукояткой увлекается проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло, уравнивая натяжение тросов, натягивает через них рычаги в тормозных устройствах правого или левого колес, которые, опираясь на распорные планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны. Чтобы оттормозить колеса, водитель должен потянуть на себя рукоятку тормоза, повернуть его и поставить в исходное положение.

Как же можно отрегулировать стояночный тормоз? Отрегулировать ручной тормоз можно укорачиванием или удлинением тросов, вращая их резьбовые наконечники. Для этого из проушин надо вынуть пальцы и отпустить контргайки. После того, как тормоза будут отрегулированы, пальцы ставят на место и затягивают контргайками. Отрегулировать тормоза можно также и эксцентриками, т.е. специальными винтами для регулирования ручного тормоза.

Хорошо отрегулированные тормоза необходимы водителю, чтобы увереннее себя чувствовать в пути, особенно на скользкой дороге. Поэтому тормоза всегда должны быть исправны. Ножной тормоз, как правило, обеспечивает остановку автомобиля на дороге с сухим асфальтированным покрытием при скорости движения 30 км/ч не далее чем за 7 м от точки начала торможения. Это необходимо учитывать. Если тормозной путь вашего автомобиля более 7 м, значит тормоз, вероятнее всего, неисправен и требует срочного ремонта.

Причиной неисправности системы торможения чаще всего бывает попадание масла на тормозные колодки или воздуха в систему гидравлического привода. Тормоза могут оказаться разрегулированными, особенно, если за рулем новичок. Каждому водителю нужно следить, чтобы в тормозной системе было достаточное количество тормозной жидкости, поскольку ее недостаток вызывает быстрый износ механизмов.
 
Более подробно рассмотреть как устроена тормозная система можно в этом видео:

Еще статьи про ""
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter