Система Платон: последние новости

Дата: 7-12-2015, 21:14
Категория: ---

Дальнобойщики

Последние новости стали положительным сигналом для дальнобойщиков, после продолжительных протестов власти снизили штрафы за нарушение оплаты в рамках системы “Платон”. Данный шаг не решил всех проблем перевозчиков, которые рассчитывают на полную отмену механизма взимания платы. Компромисс между сторонами пока не найден.

Специфика рынка

Штрафы за “Платон” – далеко не единственная проблема представителей бизнеса. Специфика рынка грузоперевозок не позволит многим участникам справиться с дополнительными затратами. В итоге некоторым предпринимателям придется прекратить свою деятельность.

За первые 9 месяцев текущего года объемы грузоперевозок упали на 9% (в 2014 году снижение составило 4%). В некоторых регионах рынок обвалился на 40%, что стало настоящим шоком для перевозчиков. При этом доля крупных компаний сравнительно небольшая, порядка 70% перевозок осуществляют индивидуальные предприниматели. Сокращение рынка приводит к жесткой конкуренции за клиента, уровень предложения уже опережает существующий спрос. В результате участники вынуждены снижать стоимость своих услуг за счет снижения маржи, однако данный источник практически исчерпался.

Рост цен на топливо поставил компании на грань выживания. По оценкам экспертов, уровень рентабельности в отрасли упал ниже 10%. Если крупные перевозчики имеют определенный запас финансовой прочности, то ИП уже исчерпали имеющиеся резервы. В таких условиях “Платон” приведет к катастрофическим последствиям. Дальнобойщики бастуют против дополнительных сборов и настаивают на отмене данного механизма.

Идея ввести плату за использование трасс для грузовиков обсуждалась на правительственном уровне с 2011 года. Грузовой транспорт выступает одним из главных виновников плохого состояния дорог, и дополнительная плата является вполне справедливой, считают чиновники. Полученные средства будут направлены на ремонт и повышение качества существующих трасс. Данный инструмент применяется во многих европейских странах.

“Платон” был запущен с 15 ноября, а первые протесты дальнобойщиков были зафиксированы 11 ноября. Власти частично пошли на уступки перевозчикам, однако до полного урегулирования конфликта еще далеко.

Путь к консенсусу

Последние новости свидетельствуют, что правительство готово вносить изменения в систему взимания платы “Платон”. Было принято три важных изменения, которые несколько улучшили ситуацию для перевозчиков:

  1. До марта будущего года установлен тариф 1,53 руб./км, что более чем в два раза ниже, чем предполагал первоначальный вариант. На втором этапе стоимость поднимут до 3 рублей за километр.
  2. Штрафы были уменьшены практически в 100 раз – с 450 тыс. и 1 млн руб., до 5 и 10 тыс. руб. за первое и повторное нарушения соответственно. Данная норма подвергалась ожесточенной критике участников рынка и экспертов, и власти приняли решение смягчить возможные санкции.
  3. Штрафы за пределами Московской обл. да мая следующего года взиматься не будут (инициатива Росавтодора и Минтранса).

Что касается технических проблем, которые были зафиксированы в первые дни работы системы, то Росавтодор намерен применить финансовые санкции по отношению к концессионерам “Платона”. Окончательное решение будет принято по итогам проверок.

Чиновники рассчитывают на дополнительные 40 млрд руб. в следующем году, которые поможет собрать “Платон”. Однако перевозчики и эксперты настроены более скептически.

Рынок не готов к внедрению механизма платы за использование трасс. Многие фуры еще не оборудованы специальными устройствами, а около половины перевозчиков не прошли регистрацию в системе. В такой ситуации необходим тестовый период, который позволит завершить все подготовительные работы. Последние новости не дают ответа на вопрос, отменят ли “Платон” на ближайшее время. В свою очередь дальнобойщики намерены продолжать акции протеста.

“Платон” приведет к повышению цен на продукты, предупреждают эксперты. Перевозчики постепенно будут переносить дополнительные затраты на стоимость своих услуг. Кроме того, перебои поставок товаров уже в скором времени отразятся на наличии продукции в торговых сетях.

Снижение и перенос штрафов стали положительными сигналами для перевозчиков. Однако последние новости не успокоили дальнобойщиков, протесты будут продолжаться до полной отмены системы “Платон”. В свою очередь правительство не готово идти на дальнейшие уступки. Тестовый период может стать выходом из сложившейся ситуации.

Еще статьи про ""
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter